👶 Перейти на сайт 🎥 Перейти на сайт 👀 Перейти на сайт ✔ Перейти на сайт 😎 Перейти на сайт

Православная детская библиотека













* * *
<<==  ♦    ==>>
Глава восьмая
НАУКА МУЖЕСТВА
Но бабушка повела себя как-то странно. Она не сказала: «Есть» или «Нет», она ответила совсем как папа в трудных случаях:
— Понимаешь, внучек...
Алёша даже повернулся к ней — чего это она? На простой его вопрос о кружке молока хочет ответить как-то особенно? А бабушка продолжала:
— Я ведь тебе не случайно рассказала о Преподобном Серафиме. Он был человек верующий.
— Ты тоже верующая, я понимаю, — сказал Алёша.
— Да, я верю в Бога и в Церковь Его верю, — ответила бабушка. — И стараюсь жить по законам Церкви.
— А какие это законы? — спросил Алёша.
— Законов духовной жизни много, но самые главные очень просты — любить и почитать Бога и любить людей. Но чтобы почитать Бога правильно, православно, надо исполнять церковные правила. А по правилам этим верующие люди должны иногда поститься.
— А что это, «поститься»? — осторожно спросил Алёша. Ох, чувствовал он в этом бабушкином разговоре какой-то подвох для себя!..
— Поститься — это значит не есть мясного и молочного в определённые дни. В году есть четыре больших поста: Великий пост перед Пасхой, Филиппов перед Рождеством, Петров перед праздником Петра и Павла и Успенский — перед Успением Божией Матери. А ещё определено поститься в среду и пятницу каждой недели.
— А сегодня какой день?
— Вот сегодня-то как раз среда, — сказала бабушка. — Потому я и хотела тебе предложить немножко вместе попоститься. Ведь ты же у нас крещёный, православный христианин...
— Да я и в Бога-то не верю! — воскликнул Алёша.
— Не говори так, внучек... Ты пока просто Его не знаешь. Но если мы потихоньку начнём обучаться правилам Церкви — нам будет легче свою веру понять...
— Так сегодня, значит, молока нельзя? — спросил Алёша.
— Если ты согласен со мной попоститься, то нельзя, — ответила бабушка.
Алёша задумчиво помолчал. Молока, прямо скажем, хотелось. С другой стороны, не согласиться было неудобно: ведь бабушка всё равно будет поститься. А бабушка старенькая, сил мало, ей, наверное, ещё больше молока хочется.. Но кое-что Алёша всё же решил уточнить.
— А для чего вообще пост? — спросил он. — Если у человека еды полно — для чего ему соблюдать эти правила?
— Верующий человек должен уметь ограничивать себя, — ответила бабушка.
— Как это «ограничивать»?
— Это значит — лишать себя чего-то приятного. Человек должен научиться терпеть трудности, быть мужественным. А пост — это и есть наука мужества.
Про мужество Алёше понравилось.
— Ладно, сказал он. — Молоко сегодня не пьем и мужество воспитываем. А курочка жареная ещё осталась?
— Так ведь и мяса в пост тоже нельзя, Алёшенька, — засмеялась бабушка.
— А папа говорил, что курица — это птица! — удивился Алёша.
— Но мясо куриное — все-таки, мясо, — ответила бабушка.
— Да... — протянул Алёша. — А что же мы сегодня есть-то будем?
— Я пирог с капустой испекла, — ответила бабушка. — И кисель сварила. Ведь ты же у меня голодный?
— Как зверь!.. — ответил Алёша, и они пошли в дом.
...Поели они, к удивлению Алёши, очень даже вкусно, и отсутствия мяса и молока он почти не заметил. Но когда они уже допивали кисель, бабушка вдруг спросила:
— Что же мы с Митькой-то будем делать?
Алёша чуть не поперхнулся. Опять она про Митьку! А что он, Алёша, может сделать с человеком, который его ненавидит?
— Не прощенья же мне у него просить? — возмущённо сказал он. — Прощенья должен просить тот, кто первый начал!
— А мне кажется, прощенья просит тот, кто добрее и умнее, — ответила бабушка.
Они снова помолчали. Потом Алёша сказал:
— Знаешь, баба Даша, я уж лучше домой уеду, чем у Митьки прощенья просить.
— Ну хорошо, — согласилась бабушка. — Не можешь, так не можешь. В конце концов, не всё сразу. Но, может, хотя бы отдать ему твою удочку, вместо потерянной?
— Да ведь у меня всего одна осталась! С чем же я-то буду? — удивился Алёша.
— А я как раз завтра в Зелёные горы собираюсь по пенсионным делам, могла бы там тебе новую удочку купить.
Алёша задумался. Он думал долго, и бабушка поняла это молчание по-своему.
— Тебе, наверное, удочки жалко? — спросила она. — Так я тебе такую же постараюсь найти.
— Не в этом дело, — сказал Алёша. — Но если я ему удочку отдаю, значит, я все-таки у него прощенья прошу. Хоть и не словами, так делом, правильно? Ты только честно мне скажи!
— Правильно, — помолчав, ответила бабушка.
— Так ведь он просто-напросто решит, что я струсил! — воскликнул Алёша. — Ив следующий раз будет опять меня пугать!.. Он ещё и ружьё у меня потребует, вот увидишь!..
Теперь задумалась бабушка Даша. Она думала всерьез, и Алёша понял, что они и вправду решают трудный вопрос.
— А хочешь, я одна схожу и отнесу Митьке удочку? — наконец спросила она. — Уж я найду такие слова, чтобы он ничего плохого про тебя не подумал.
Алёша вдруг понял, что пока он не отдаст Митьке эту несчастную удочку, бабушка не успокоится.
— А ты мне завтра точно такую же купишь? — спросил он.
— Точь-в-точь! — воскликнула обрадованная бабушка.
— Ладно, неси, — разрешил Алёша.
— Умница ты мой! — обрадовалась бабушка ещё сильнее, обняла и поцеловала его. А потом добавила:
— Я почему о Колобковых так беспокоюсь? Ведь они без папы живут, им материально трудно, и Митьки на рыбалка — это не баловство, а семье подспорье. Он, может, даже сегодня что-нибудь наловит, а я им вечером ещё козьего молочка отнесу.
— Ладно, чего там, я не против, — подобрел Алёша. Теперь, когда бабушка пообещала ему купить точно такую же удочку, ему было совсем не жалко отдать эту Митьке. Он сходил в чулан, принёс бабушке удочку и она, перекрестившись, отправилась к Колобковым.
Алёша остался ждать её, сидя на крыльце. Тут к нему подошёл Бантик и потребовал, чтобы Алёша его гладил. Хотя Бантик был всего-навсего кот, Алёша его немного побаивался — такой он был огромный и важный. Алёша послушно стал его гладить, а Бантик начал мурлыкать. Он мурлыкал так, как будто внутри у него включился огромный мотор с трещоткой. И вдруг Алёша понял, что Бантик, хоть и не человек, может быть очень даже подходящим собеседником.
— Вот скажи мне, Бантик, друг дорогой, — начал он разговор. — Ты с соседскими котами из-за чего дерешься?
Бантик перестал мурлыкать и прислушался.
— Правильно, — подтвердил Алёша. — Защищаешь своё котовое достоинство. А разве я не имею такого права?
Бантик повернул к Алёше голову. Видно было, что он с ним полностью согласен.
— А всё-таки, посмотри, какой я добрый! — с гордостью сказал Алёша. — Мне для своего заклятого врага даже удочки не жалко! А потому что я кто? Я верующий, православный человек!..
И тут Бантик увидел кого-то в кустах возле забора. Он на секунду застыл, а потом пулей метнулся в чащу. Раздался дикий кошачий вой, и возле забора закрутился клубок из двух котов. Алёша успел разглядеть, что второй кот был рыжий Митькин Суслик. Вообще-то, Суслик никогда не заходил во двор к Овсянниковым, потому что Бантик был гораздо сильнее его. Вот и сейчас от Суслика летели рыжие клочья во все стороны. Видно было, что он не прочь сбежать, но Бантик никак не давал ему даже повернуться спиной.
Алёше стало жалко Суслика. Он позвал Бантика, думая его отвлечь:
— Кис-кис-кис!..
Куда там! Бантик даже головы в ответ не повернул. Тогда Алёша встал и направился к дерущимся котам. Когда он подошёл совсем близко, Бантик всё же повернулся и посмотрел на него вопросительно. В ту же секунду Суслик сделал прыжок, взлетел на забор и был таков.
Бантик его даже не преследовал. Он улегся тут же, на месте побоища и закрыл глаза, как будто сразу напрочь забыв о своём противнике. Но видно было, что он всё ещё переживает прерванную драку.
Алёше почему-то расхотелось о чём-то ещё говорить с Бантиком. Он вернулся на крыльцо и снова сел на ступеньку. Что-то долго не шла от Колобковых бабушка Даша. А может, там не оценили Алёшиной щедрости и что-нибудь ещё с неё потребовали? Теперь уже Алёша пожалел, что не пошёл вместе с ней — ведь он мог хотя бы защитить её в трудную минуту.
И тут бабушка появилась. Вид у неё был такой, что Алёша даже испугался: она шла понурившись, как ученица младшего класса, получившая двойки сразу по всем предметам. А в руках... В руках она несла его удочку!
Алёша так удивился, что даже не мог ни о чём её спросить. Он сидел и молча смотрел, как бабушка дошла до крыльца, прислонила удочку к стене и села рядом с ним на ступеньку.
— Да, внучек... — сказала наконец бабушка. — Не смогла я вас помирить, вот ведь беда какая...
— А что он? — как-то отрывисто спросил Алёша.
— Сказал, что подачек от тебя не возьмет и обиды не простит.
— Вот! — воскликнул Алёша. — Говорил я тебе, говорил?.. А ты ещё хотела, чтобы я у него прощенья просил!.. Да такой человек разве хорошие слова понимает?
— Хорошие слова все понимают, Алёша, — сказала бабушка. — Надо только уметь их сказать. А я, наверное, не сумела...
Это она-то, учительница на пенсии, не сумела поговорить с учеником третьего класса Колобковым, да ещё, наверняка, двоечником!.. Такого Алёша уже не мог вытерпеть: он встал, взял удочку, отнёс её обратно в чулан и пошёл к себе полежать, — ведь встал он сегодня на рассвете...
<<==  ♦♦♦  ==>>

Мы благодарим каждого пользователя, внесшего посильный вклад в развитие сайта. Спасибо за помощь!
Понравился сайт? Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму на один кошелёк:
Серия «Троецарствие»