Статистика:

Юный техник

Катание с горок на санях — увлекательная штука. Да только доступно оно лишь в снежную зиму. Летом, весной и осенью о таком занятии приходится только мечтать А нельзя ли создать спортивный снаряд, на котором можно кататься с горок в любое время года? Оказывается, да. Правда, тут нужны «сани» особого рода — пневматические. Расскажем о них.
Посмотрите на рисунок. Как видите, основу наших пневмосаней составляет камера большого диаметра от трактора или грузовика. Её внешний диаметр в накачанном состоянии составляет около полутора метров. Совсем не обязательно подыскивать новую камеру — вполне подойдет и старая с проколами. Отремонтировать её несложно с помощью резиновых заплат и клея «Момент». Давление внутри камеры будет небольшим, так что она ещё послужит.
А прежде Вам предстоит освоить работу на швейной машинке и сшить на ней из брезента или палаточной ткани прочный чехол-покрышку. Проще всего выкроить его из ткани в виде двух кольцевых полотнищ, сострочить их по внешнему и внутреннему периметрам, обработать швы «зигзагом», ручным швом или просто клеем ПВА или «Момент», после чего подрезать «кольцо» и вывернуть его на лицевую сторону. Затем подрез сострачивается на машинке или зашивается вручную, шов закрепляется накладкой на клею.
В этот чехол-покрышку и помещают камеру. А если у Вас её не оказалось, можно воспользоваться камерами от мячей, приобретя их в спортивном магазине. Подпорите шов на внутреннем периметре кольца примерно на 20 см, слегка надуйте камеры и в таком виде вводите их поочередно внутрь чехла. «Соски» камер выводятся внутрь колеса также через подпоротый шов. Уложив камеры в покрышку (потребуется от 15 до 20 штук), их последовательно подкачивают так, чтобы колесо стало круглым. Если на внутренней поверхности образуются складки, постарайтесь «разогнать» их вдоль окружности как можно равномернее.
Цифрами на рисунке обозначено:
1пневмокамера (от трактора или грузовика, но можно использовать и самодельную), 2ложемент (12 шт., листовой дюралюминий толщиной 2,5... 3 мм с габаритами 80х300 мм), 3кольцевой рельс (2 шт , кольцо с внутренним диаметром 920 мм, согнуто из дюралюминиевой трубы ø25х3 мм), 4 — капроновый или хлопчатобумажный ремень для крепления пневмокамеры ширинок 30... 40 мм, 5 — переднее поддерживающее колесо тележки (4 шт., текстолит или капролон, диаметр рабочей части — 50 мм, ширина — 30 мм диаметр по реборде — 70 мм), 6 — рама тележки (дюралюминиевая труба ø22х2,5 мм), 7 — предохранительный ролик (2 шт., текстолит или капролон, диаметр 20 мм, ширина 30 мм), 8 — заднее поддерживающее колесо тележки (2 шт., материал и размеры — как у переднего поддерживающего колеса), 9 — соединительные элементы ложемента и кольцевого рельса (втулки ø10х2 мм, винты с потайной головкой и резьбой М6, гайки и шайбы).
Несколько сложнее вариант с самодельной камерой. Сшить её можно из детской клеенки, аккуратно проклеив швы накладками из того же материала. Ниппель рекомендуем использовать велосипедный либо от автомобильной камеры. Чехол-покрышка для такой камеры сострачивается на машинке лишь по внешнему периметру, а изнутри к нему пришиваются так называемые «воздушные» петли из капроновой веревки с шагом около 10 см. После установки камеры чехол прошнуровывается сквозь эти петли капроновой веревкой. Отметим, камера должна быть обязательно больше покрышки, чтобы клеенка не испытывала растягивающих нагрузок.

Еще раз посмотрите на рисунок. Как видите, «сани» вместе со спортсменом перекатываются внутри колеса по двум кольцевым рельсам, которые в совокупности с двенадцатью ложементами образуют своеобразную ступицу. Кольцевые рельсы представляют собой кольца, согнутые из дюралюминиевой трубы ø25х3 мм. Внутренний диаметр кольца зависит от диаметра пневмокамеры. Так, при её диаметре 1500 мм внутренний диаметр кольцевого рельса — 920 мм. Для такого кольца Вам понадобится дюралюминиевая труба длиной около трех метров.

Кольцевые рельсы должны быть достаточно ровными. Чтобы обеспечить это условие, сделайте простейший плаз: на ровном листе фанеры начертите круг диаметром 920 мм, по окружности забейте в лист гвозди с шагом около 200 мм. Сгибая трубу, периодически проверяйте её на плазу, добиваясь, чтобы между гвоздями и трубчатой заготовкой не было зазора. Соединяется кольцевая заготовка в единый рельс с помощью заклепок и винтов, а также трубчатой вставки, внешний диаметр которой равен внутреннему диаметру трубы-рельса.
Ложементы, объединяющие рельсы в единую ступицу, вырезаны из листового дюралюминия толщиной 2,5... 3 мм. Всего таких деталей потребуется не менее 12 штук Размер каждой заготовки — 80х300 мм. С трубчатыми рельсами ложементы соединяются с помощью винтов с потайной головкой, дистанционных втулок и гаек. Втулки представляют собой отрезки труб с внешним диаметром 10 мм и внутренним — 6 мм. Ложементы изгибаются по форме пневмокамеры, по концам прорезаются удлиненные отверстия, через которые будет пропущен текстильный ремень, закрепляющий шину на ступице.
Итак, колесо готово. Теперь возьмемся за изготовление тележки.
Основу её составляет трубчатая рама-кресло, согнутая из трубы диаметром 22х2,5 мм. Сгибать такую трубу проще всего на оправке подходящего диаметра, набив трубу просеянным песком. Чтобы избежать трещин, надо предварительно разогреть место сгиба над конфоркой газовой плиты, пропановой горелкой или паяльной лампой. Дюралюминий, правда, «не любит» ни перегрева, ни недогрева. Потому опытные слесари-медники прибегают в таких операциях к следующему приему: берут хозяйственное мыло, смазывают им перед нагреванием участок будущего сгиба. По мере нагревания следят за поведением мыльного слоя: если начал чернеть, ясно — нагрев следует прекратить.
Согнув прямоугольную раму, концы трубы состыковывают с помощью трубчатой вставки и четырех заклепок или винтов. Затем доводят до того вида, что показан на рисунке. В месте изгиба каркаса устанавливают трубчатую поперечину, закрепив ее с помощью длинной резьбовой шпильки и двух гаек с шайбами.
Следующая операция — изготовление опорных колес, на которых тележка перекатывается по рельсам. Они выточены из текстолита или капролона и напоминают железнодорожные скаты. Диаметр рабочей части колеса составляет около 50 мм, максимальный диаметр по реборде — 70 мм, ширина — 30 мм. Колеса насажены на ось — стальной пруток диаметром 6 мм. На раме колеса устанавливаются с помощью кронштейнов. Закрепляя колесную пару, учтите, что ось её должна быть неподвижной, а поддерживающие колеса свободно вращаться.
Помимо четырех поддерживающих колес, тележка снабжена ещё двумя предохранительными роликами, не позволяющими ей «сойти» с рельсов. Ролики выточены из того же материала, что и основные колеса — текстолита или капролона. Закрепляются они на кронштейне, установленном на боковинах рамы.
Сиденье и спинка, образуемые рамой тележки, заплетаются капроновым шпагатом, поливинилхлоридной трубкой или, на худой конец, синтетической бельевой веревкой.
Остается смонтировать пневмокамеру. Разложите её по ступице и слегка накачайте. С помощью капроновых или хлопчатобумажных ремней зафиксируйте на ложементах и накачайте окончательно. Наш необычный спортивный снаряд готов! Знакомые с техникой без труда угадают, что получилось не что иное, как интрацикл.
Для первых спусков подберите невысокую горку. Нужно как следует освоить колесо, научиться ездить по прямой, совершать повороты, наклоняя корпус в ту или иную сторону. Притормаживая правой или левой ногой с одновременным наклоном туловища, вы можете достаточно круто менять направление спуска, не рискуя опрокинуться.
Теперь расскажем об экипировке: зимой достаточно куртки, меховой шапки и рукавиц, но летом обязательны шлем (мотоциклетный или, в крайнем случае, хоккейный), перчатки, наколенники и налокотники. Неплохо было бы надеть еще и телогрейку — она предохранит вас на первых порах от царапин и ссадин.
* * *
Серия «Троецарствие»