👶 Перейти на сайт 🎥 Перейти на сайт 👀 Перейти на сайт ✔ Перейти на сайт 😎 Перейти на сайт

Православная детская библиотека













* * *
<<==  ♦    ==>>
Глава десятая
ТОТ, КТО ВСЕХ ПРОСТИЛ
Но на следующий день Лиза всё-таки пришла. Бабушка уезжала в Зелёные горы часов в семь утра, и Лиза пришла рано, когда Алёша ещё спал. Сквозь сон он слышал, как они шептались, но проснуться всё же не мог. Да, честно говоря, не очень и хотел просыпаться: он даже и во сне помнил, что вчера обидел Лизу. А когда, наконец, проснулся, то долго лежал и думал, как бы загладить свою вчерашнюю вину — ведь до возвращения бабушки они остались вдвоём, и надо было как-то разговаривать.
Так ничего и не придумав, он встал, оделся и вышел в большую комнату. Лиза сидела у окна и читала книгу.
— Привет, — сказал Алёша.
Лиза повернула голову, и тут он увидел, что она улыбается, а её веснушки снова прыгают по лицу.
— Доброе утро, Алёша, — сказала она приветливо.
У Алёши сразу отлегло от сердца и разговаривать с Лизой стало легко.
— Ты на меня не сердись, — сказал он. — Я больше никогда про твоего папу не скажу ничего плохого.
— Я и не сержусь, — ответила Лиза. — А плохого вообще ни про кого не надо говорить, а не только про моего папу.
— Конечно, ни про кого, — согласился Алёша. А про себя подумал: «Разве что про Митьку». Но вслух этого не сказал, а чтобы поддержать разговор, спросил:
— Ты что читаешь?
Лиза как будто и ждала этого вопроса. Она с готовностью закрыла книгу и показала ему обложку:
— Библия для детей. Знаешь такую книгу?
— У бабушки, наверное, есть... — неуверенно ответил Алёша.
— Может и есть, — не стала спорить Лиза. — Это главная книга, Алёша. Она о нашей вере и о нашем Спасителе.
— А кто наш Спаситель? — спросил Алёша. Лиза удивилась:
— А разве ты не знаешь? Бабушка тебе не рассказала?
— Так ведь я недавно приехал, — пояснил Алёша.
— Спаситель — это наш Господь, Иисус Христос, — ответила Лиза. — О том, как Он к нам на землю приходил написана книга Евангелие. Евангелие — это часть Библии. Запомнил?
Алёша пожал плечами. Запомнить-то он запомнил, но понимал не всё.
— А хочешь, я тебе из Евангелия почитаю? — предложила Лиза.
Как тут отказаться? И Алёша ответил:
— Почитаешь, конечно. Только бы умыться сначала.
— Ой, извини, — всплеснула руками Лиза. — Конечно, иди умойся, а потом я тебя покормлю.
...Когда Алёша вернулся в дом, на столе уже стояли молоко, творог и сметана, на тарелке лежало варёное яйцо.
— А сегодня день не постный? — спросил он.
— Нет, конечно, сегодня ведь четверг, — ответила Лиза. — Вот завтра будет пятница — это постный день.
Алёша сел за стол и придвинул к себе еду. И тут заметил, что Лиза смотрит на него удивлённо.
— А разве ты не молишься перед едой? — спросила она.
— У нас бабушка читает молитвы, — сказал он. — А я наизусть ещё ни одной не знаю.
— Хочешь, я прочитаю? — предложила она.
Они встали перед иконами. Лиза перекрестилась и прочитала «Отче наш». Алёша тоже перекрестился и начал есть. Всё было вкусно, особенно после вчерашнего постного дня. Он вспомнил, что иногда в городе отказывался по утрам от творога со сметаной — и даже удивился про себя: как можно отказываться от такой вкуснятины? .. Молоко было самое его любимое — топлёное. Он начал его пить и вдруг вспомнил про Лизу.
— Ой, — сказал он, — а ты почему не ешь?
— Я уже позавтракала, — улыбнулась она. — Я ведь рано встаю.
Алёша допил молоко, встал и перекрестился. Лиза убрала со стола. Ему хотелось выйти на улицу, но ведь они договорились почитать книгу. Ладно, решил он, немножко послушать, зато потом весь день свободен.
— Читать будем? — спросил Алёша.
— Конечно! — обрадовалась Лиза.
Она раскрыла книгу и нашла нужное место.
— Ну слушай, — сказала она и стала читать:
«Распятие.
...Привели Господа нашего Иисуса Христа на Голгофу. Голгофа — это небольшая гора возле города Иерусалима. Там казнили всех преступников и валялось множество костей и черепов.
Поставили крест и распяли на нём Иисуса Христа. Других распятых привязывали ко кресту верёвками, а Иисусу Христу, чтобы Ему было больнее, прибивали руки и ноги ко кресту гвоздями. С ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую руку Его.
Вы думаете, что Иисус Христос гневался на Своих врагов, которые распяли Его? Нет! Он, милосердный, простил их и молился за них Господу: «Отче! Прости им, они не знают, что делают».
Как страдал, какие мучения терпел на кресте Иисус Христос! Руки и ноги Его насквозь пробиты толстыми острыми гвоздями! Хотелось бы опереться на ноги, чтобы полегче было рукам, но под ногами маленькая покатая дощечка, по которой ноги скользят и раны растягиваются и становятся всё больше! Хотелось бы дать отдых ногам — но тогда всё тело висит на руках, жилы вытягиваются и язвы от гвоздей раздираются всё шире...
Добрые дети! Если бы вам пришлось стоять вблизи креста и видеть страдания Господа нашего Иисуса Христа, вы, конечно, пожалели бы Его и плакали, но злым иудеям не жалко было Иисуса. Они собрались к кресту не из жалости, а из любопытства. А многие из них даже насмехались над Ним! А первосвященники, старейшины и книжники? Думаете, они раскаивались в том, что распяли ни в чём не виновного Христа? Как бы не так! Эти злые люди очень радовались тому, что Иисус Христос страдает на кресте...
Ругались над распятым Христом и воины. Они говорили: «Если Ты Царь иудейский — спаси Себя Самого!»
Но мало того, что смеялся народ, ругались первосвященники и издевались воины — насмехался над Ним и один из повешенных рядом злодеев: «Если Ты Христос — спаси Себя и нас!» Зато другой разбойник, у которого ещё осталась совесть, унимал его: «Неужели ты не боишься Бога? Ведь мы осуждены за дело, а Он невиновен!» И сказал Иисусу: «Господи! Вспомни меня, когда придешь в Царство Небесное!» И Христос ему ответил: «Истинно обещаю Тебе: сегодня же будешь со Мною в раю»
...Наконец сделалось Ему так тяжко, что Он громко воскликнул: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». И сказав так, Он умер...
И вот, завеса в храме сама собой разодралась пополам, потряслась земля, треснули каменные скалы, открылись гробы и многие тела умерших святых воскресли, вышли из гробов и вошли в Иерусалим...
Страшно сделалось на земле, посреди дня наступила тьма, началось землетрясение и затмение солнца. Даже воины, которые только что издевались над Иисусом, испугались и говорили: «Да, Он вправду был Сын Божий». И многие из иудеев увидели теперь, что распят невинный, что они убили Христа, Сына Божия. Совестно и страшно стало им за свой грех...
За нас с вами, добрые дети, Иисус Христос терпел такие мучения, за нас с вами Он умер, чтобы Отец Его Небесный простил нам грехи и дал Царство Небесное. Так как же нам с вами не любить и не слушать Его?..»
Лиза закрыла книгу и положила на стол. Видно было, что сейчас ей хочется только помолчать. Но Алёша не мог не задать вопрос:
— Но если Христос был ни в чём не виноват — за что же Его распяли?
— Эх, Алёша, — вздохнула Лиза. — Его за то и распяли, что Он был самым праведным и святым из всех людей. И творил Он только добрые дела. Но злые люди не могут рядом с собой терпеть праведника.
— Но почему?..
— Когда с тобой рядом добрый человек — и ты должен измениться в лучшую сторону, верно?
— Верно, — подумав, сказал Алёша.
— А если злой не хочет меняться, не хочет становиться добрым? Что ему тогда делать?
— Надо, чтобы доброго рядом не стало...
— Ну конечно! Вот они Его и убили...
Алёша ещё раз представил то, о чём ему читала Лиза. Три высоких креста на горе, пробитые гвоздями руки и ноги, издевательства и насмешки от всех людей... И всё это — ни за что, а вернее — за то, что Он был праведником?..
— Несправедливо это, — сказал Алёша.
— Несправедливо, — согласилась Лиза. — Но Христос на кресте добровольно страдал. Ведь Он был Сын Божий и Бог. И Отец Небесный послал Его на землю специально для этих страданий.
— Зачем? — удивился Алёша.
— Чтобы такими мучениями грехи всего мира искупить. Это была Христова жертва за всех людей. Это за нас Он на кресте терпел.
— И за меня? — спросил Алёша.
— И за тебя, и за меня, и за Митьку, — сказала Лиза. — За всех.
Они помолчали. Алёша вспомнил слова Христа на кресте: «Отче! Прости им, они не знают, что делают»...
— Я на Митьку совсем не сержусь, — сказал он как-то неожиданно для себя самого. — Но ведь он мириться не хочет, вот в чём беда.
— А ты пробовал? — спросила Лиза.
— Бабушка Даша к нему ходила. Но он даже её не послушал.
— А может, тебе самому надо было?
Алёша не ответил. Да и что тут скажешь? Ведь и так ясно: как только он придёт к Митьке, тот начнёт драться. Будто Лиза этого сама не понимает?
— Ладно, — сказала Лиза. — Я пойду козам травы дам. А ты пока можешь погулять.
Но Алёше как-то расхотелось гулять.
— А можно эту книгу посмотреть? — спросил он.
— Конечно, — разрешила Лиза и вышла.
Алёша открыл книгу. Она была с картинками. Алёша стал их рассматривать и читать надписи под ними.
...Вот крылатый ангел с мечом изгоняет из прекрасного сада мужчину и женщину. «Изгнание Адама и Евы из рая».
...Вот лежит убитый человек, а над ним стоит другой. «Каин убивает своего брата Авеля».
...Вот огромный корабль, на который собираются животные всех пород — слоны и львы, зайцы и медведи, волки и овцы. «Ноев ковчег».
Алёша смотрел Библию долго. Наконец, дошел он и до картины с тремя крестами. «Голгофа». Алёша ещё раз вспомнил то, что ему читала Лиза. А мог бы он, Алёша, простить своим врагам?..
Он сидел, подперев голову руками и смотрел на картину Голгофы.
В комнату вошла Лиза. Лицо её было каким-то необычным.
— А знаешь, что я поняла, Алёша, — начала она прямо с порога. — За Митьку молиться надо, вот что! Если мы за него молиться будем — Господь всё устроит!
— А как молиться? — спросил Алёша.
— Да как угодно! Своими словами. Ну вот так хотя бы: «Господи Иисусе Христе! Помилуй раба Твоего Димитрия и умягчи его сердце!..» Вот и всё, ты только попробуй!.. А я пойду курам зерна насыплю, — сказала Лиза и снова ушла.
Алёша ещё раз вгляделся в картину Голгофы. Вот Он, на среднем кресте — Спаситель... Незаметно для себя Алёша стал произносить слова: «Господи Иисусе Христе... Сделай так, чтобы раб Твой Димитрий стал добрым... Чтобы раб Твой Алексей стал терпеливым... Чтобы у каждого из нас стало хорошее сердце... Чтобы никто никого не обижал и все друг у друга прощенья просили... И Сам прости нас за то, что мы Тебя не слушаем...»
И тут в комнату влетела Лиза. Глаза у неё сверкали, а рот сам разъезжался в улыбке.
— Ты сейчас молился? — почти закричала она. — Молился ты, Алёша?..
— Молился, — озадаченно ответил он. — А что?
— Ну вот, ну вот, я говорила!.. — Лиза была просто сама не своя.
— Да что случилось-то? — нетерпеливо воскликнул он.
— Иди, — сказала Лиза уже спокойнее. — Там к тебе Митька пришёл.
<<==  ♦♦♦  ==>>

Мы благодарим каждого пользователя, внесшего посильный вклад в развитие сайта. Спасибо за помощь!
Понравился сайт? Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму на один кошелёк:
Серия «Троецарствие»